ДПО
ДПО
Информация о реализуемых программах
( форма обслуживания )
№№ п/п |
Категория инвалидов (вид нарушения здоровья) |
Вариант организации доступности объекта (формы обслуживания)* |
1. | Все категории инвалидов и МГН | |
в том числе инвалиды: | ||
2 | передвигающиеся на креслах-колясках | Б |
3 | с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Б |
4 | с нарушениями зрения | А |
5 | с нарушениями слуха | А |
6 | с нарушениями умственного развития | ДУ |
* - указывается один из вариантов: «А», «Б», «ДУ», «ВНД»:
«А» - доступность всех зон и помещений – универсальная;
«Б» - доступны специально выделенные участки и помещения;
«ДУ» - доступность условная: дополнительная помощь
сотрудника, услуги на дому, дистанционно;
«ВНД» - не организована доступность.
Требования к оснащенности образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ИДНК:
Примерный перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения лиц с нарушениями зрения
Рекомендуемый комплект оснащения для стационарного рабочего места для незрячего или слабовидящего пользователя: персональный компьютер с большим монитором (19-24”), с программой экранного доступа JAWS, программой экранного увеличения MAGic) и дисплеем, использующим систему Брайля (рельефно-точечного шрифт).
Рекомендуемый комплект оснащения для мобильного рабочего места для незрячего или слабовидящего пользователя: ноутбук (или нетбук) с программой экранного доступа JAWS, программой экранного увеличения MAGic и портативным дисплеем, использующим системы Брайля (рельефно-точечный шрифт).
Примерный перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения лиц с нарушениями слуха
Рекомендуемый комплект оснащения учебной аудитории, в которой обучаются студенты с нарушением слуха: радиокласс, аудиотехника (акустический усилитель и колонки), видеотехника (мультимедийный проектор, телевизор), электронная доска, документ-камера.
Примерный перечень специальных технических средств и программного обеспечения для обучения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Рекомендуемый комплект оснащения для рабочего места для пользователя с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
В настоящее время в ИДНК не обучаются студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды.
Основными структурными подразделениями, располагающими сведениями о лицах с ограниченными возможностями здоровья и инвалидах в ИДНК являются: приемная комиссия, медицинский пункт, УМУ, кафедры. Указанными подразделениями осуществляется специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Основой специализированного учета являются общие сведения об обучающемся с ограниченными возможностями здоровья или инвалиде: фамилия, имя, отчество, имеющееся образование, сведения о группе инвалидности, виде нарушения (нарушений) здоровья, карта реабилитации, включающая рекомендации, данные по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования или по результатам медико-социальной экспертизы, и иные сведения.
При сборе указанных сведений должно быть получено согласие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или инвалида на обработку его персональных данных.
В задачи указанных структурных подразделений входит сопровождение инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их социокультурная реабилитация, решение вопросов развития и обслуживания информационно-технической базы инклюзивного обучения, реализация программ дистанционного обучения инвалидов, развитие безбарьерной среды в ИДНК.
Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья должна способствовать их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению. Профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья присущи особенности, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации, коррекции, компенсации.
Особое значение при профессиональной ориентации имеет подбор одной или нескольких профессий или специальностей, доступных обучающемуся в соответствии с состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.
Основными формами профориентационной работы в ИДНК являются дни открытых дверей, консультации для данной категории обучающихся и родителей по вопросам приема и обучения, рекламно-информационные материалы для данных обучающихся.
Особые права при приеме на обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, особенности проведения вступительных испытаний регламентированы Правилами приема в ИДНК.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении представляют стандартный набор документов, а также заключение Федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в образовательной организации высшего образования.
Организация образовательного процесса должна осуществляться по адаптированным основным профессиональным образовательным программам в соответствии с учебными планами, графиками учебного процесса, расписанием занятий с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Выбор методов обучения в каждом отдельном случае обуславливается целями обучения, содержанием обучения, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, наличием времени на подготовку, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.
Образовательный процесс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ИДНК может быть реализован в следующих формах:
в общих учебных группах (совместно с другими обучающимися) без или с применением специализированных методов обучения;
в специализированных учебных группах (совместно с другими обучающимися с данной нозологией) с применением специализированных методов и технических средств обучения;
- по индивидуальному плану;
- с применением электронно-информационной образовательной среды.
При обучении по индивидуальному плану в отдельных учебных группах численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается до 15 человек.
В случае обучения по индивидуальному плану обучающихся с ограниченными возможностями здоровья срок обучения может быть увеличен по личным заявлениям для обучающихся по программам бакалавриата, программ магистратуры, программам подготовки кадров высшей квалификации на один год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература.
С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются учебные, лекционные материалы в электронном виде.
При определении мест практик для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практик создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых обучающимися с ограниченными возможностями здоровья трудовых функций.
Форма проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ИДНК устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура и спорт». В зависимости от рекомендаций Федерального учреждения медико-социальной экспертизы, преподавателями дисциплины «Физическая культура» разрабатывается на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры, комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержку здоровья.
Интерфейс и контент отвечают потребностям наибольшего числа обучающихся ИДНК, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, т.е. обладают универсальным дизайном.
Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом возможности предоставления материала в различных формах, обеспечивающих обучающимся с нарушениями слуха получение информации визуально, с нарушениями зрения – аудиально.
Программно-технические средства, используемые при обучении с применением электронно-информационной образовательной среды, обеспечивают доступность получения образования обучающимся с ограниченными возможностями по различным нозологиям.
При организации обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному плану предусмотрено широкое использование электронно-информационной образовательной среды, а также доступ к электронной библиотечной системе (ЭБС).
Элементы электронно-информационной образовательной среды также предусматривают возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучающимися, сотрудничество в процессе познавательной деятельности.
Обязательным является включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебные мероприятия, способствующие сплочению учебной группы, направленные на совместную работу, обсуждение, приятие группового решения.
Эффективной формой проведения онлайн-занятий являются вебинары, которые могут быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников образовательного процесса с применением электронно-информационной среды, проведения семинаров, выступления с докладами и защиты выполненных работ, проведения тренингов, организации коллективной работы.
Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии со структурой образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами, учитывает рекомендации службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.
Комплексное сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ИДНК организовывается по четырем направлениям:
организационно-педагогическое сопровождение;
психолого-педагогическое сопровождение;
медицинско-оздоровительное сопровождение;
социально-культурное сопровождение.
Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль обучения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Организационно-педагогическое сопровождение может включать: контроль посещаемости занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; контроль прохождения промежуточной аттестации, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия преподаватель – обучающий с ограниченными возможностями здоровья в учебном процессе; консультирование научно-педагогических работников и работников ИДНК по психофизиологическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию ситуаций затруднений; инструктажи и семинары для научно-педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала и т.д.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.
Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Медицинско-оздоровительные мероприятия по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает медицинский работник ИДНК совместно с лечебными учреждениями по месту учета таких обучающихся.
Социально-культурное сопровождение направлено на социальную поддержку и адаптацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении социально-культурных и бытовых проблем, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.
Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья используется волонтерское движение студенчества. Волонтерское движение не только способствует социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, но и обеспечивает взаимодействие с ними остальных обучающихся ИДНК, участвует в процессах интеграции их в молодежную среду.
Вся воспитательная работа в институте организована в соответствии с нормативными актами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с учетом региональных особенностей, внутренних распоряжений и приказов. Для ее реализации в штатное расписание института введены должности проректора по воспитательной работе, специалистов по работе со студентами.
В институте для выявления психологического состояния, определения удовлетворенности учебным процессом и изучения интересов и способностей студентов для организации дополнительных занятий и секций проводятся психологические и социологические исследования: «Преподаватель глазами студентов», анкетирование «Удовлетворенность качеством предоставляемых образовательных услуг», «Социальное проектирование в студенческой среде» и др.
Результаты анкетирования «Удовлетворенность качеством образовательных услуг» свидетельствуют о том, что в институте созданы необходимые условия для индивидуальной работы с обучающимися и для развития творческих способностей и интересов студентов.
В институте ежегодно проводятся: диспансеризация; медицинский осмотр юношей призывного возраста; флюорографические обследования; вакцинация и иммунизация обучающихся. Созданы условия для оказания первой доврачебной помощи; проведения контроля и мониторинга групп здоровья; регулярно проводятся кураторские часы в рамках санитарно-просветительской работы, ведется пропаганда здорового образа жизни.
Контактные телефоны | +7(8652) 28-25-00; +7(8652) 28-49-60, +78652 28 33 88 |
Адреса электронной почты | Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. |