История

ЧОУ ВО «ИНСТИТУТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ КАВКАЗА» – это молодой современный вуз, но с уже вполне сложившейся собственной научно­-образовательной школой. Вуз создавался в конце прошлого века, что, несомненно, наложило свой отпечаток на его характер. Изначально осознавая, что отечественной высшей школой наработан ценный опыт, руководство ИДНК стремилось его сохранить и приумножить. Были приложены усилия к тому, чтобы органично соединить академические традиции с реалиями XXI века.

Так, Институт Дружбы народов Кавказа (первое название – «Университет ДНК») был основан в г. Ставрополе в 1993 году известным современным ученым-экономистом, доктором педагогических наук, доктором экономических наук, профессором, общественным деятелем, действительным членом Академии РАЕН Борисом Константиновичем Тебиевым, которому принадлежит и название института, ставшее впоследствии выражением философии образовательного процесса института, и доктором экономических наук, профессором, Президентом Международной экономической академии, действительным членом Академии естественных наук, действительным членом Международной Гуманитарной Академии Европа-Азия, действительным членом Академии предпринимательства, членом Правления Вольного экономического общества, членом Международного союза менеджеров, заместителем Председателя Агентства стратегических инициатив (Ставропольское региональное отделение), членом Конгресса деловых кругов Ставрополья, Учредителем Евразийского клуба ученых, членом Российского союза ректоров, Союза ректоров Северо-Кавказского федерального округа Татьяной Сергеевной Ледович.  

В условиях отсутствия госфинансирования вузу как частной образовательной организации приходилось коррелировать стремление развиваться быстро и мощно с реальными возможностями. Однако принцип – «образование во все времена должно быть доступным» – оставался для руководства вуза основополагающим.  В ИДНК в те годы была установлена самая низкая оплата за обучение – 100 рублей в год. Это открывало двери в учебное заведение студенчеству с самым различным уровнем благосостояния. В начале нулевых в вузе училось много студентов старше обычного студенческого возраста, приезжавших из соседних республик, самых отдаленных территорий Ставропольского края. Образование, полученное в ИДНК, позволило им выжить в переломный период, не потерять профессиональный статус, актуализировав свои знания. Так, в первые годы работы ИДНК смог удовлетворить потребности людей в образовании, повышении квалификации и профессиональной переподготовке, возникшие в связи с переходом к новым экономическим условиям и колоссальными изменениями в законодательстве.

В числе первых преподавателей ИДНК были известные сегодня в научном мире ученые и педагоги: профессор Александр Лидерс, профессор Юрий Фролов, приезжавшие на лекции из Московского государственного университета и заложившие традиции факультета психологии в институте.

Специально для прочтения курса лекций по менеджменту была приглашена группа ученых из Австралии. Три профессора Сиднейского университета в течение двух месяцев, при синхронном переводе фаната своего дела профессора Анатолия Решетова, читали лекции и давали мастер-классы студентам института – будущим экономистам и менеджерам.

В полном зале с восторгом воспринимались студентами лекции по экономиксу профессора Бориса Константиновича Тебиева. Первая в вузе лекция была прочитана профессором Алжанбеком Ашурбековичем Магомедовым. В это же время к становлению образовательного процесса привлекались такие корифеи науки и высшей школы как Борис Яковлевич Гершкович, Анатолий Васильевич Авксентьев, Виктор Петрович Озеров, Владимир Сергеевич Чудновский. 

В 1997 году вуз получил аккредитацию, число его выпускников росло.

Знаковым было открытие в 1998 году очного отделения и факультета международных отношений, ставшего гордостью института. В вузе открывались новые, нетрадиционные для города Ставрополя специальности, такие как: «Теология», «Связи с общественностью».

Далее интерес к вузу среди жителей края обеспечил набор талантливой молодежи, продвигающей его на рынке образовательных услуг.

Вопросы кадровой политики определили необходимость открытия аспирантуры по трем специальностям – «Экономика», «Управление» и «Психология».

В 2005 году произошло событие, вписанное в новейшую историю Русской православной церкви, при институте был открыт первый студенческий храм на юге России – Свято-Татианинский Храм, который внес струю духовно-нравственной направленности вузовской работы. В этом же году Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан заложил камень в основание Храма и объявил второй день Пасхи Днем православной молодежи края. С 2007года этот праздник собирает именно в стенах ИДНК молодежь в пасхальные дни, когда особенно трогательно звучит музыка духовных хоров края, наполняя стены института. Традицией стало проведение в эти дни конкурса молодых дарований «Светлый ангел», организаторами которого являются Ставропольская епархия и Министерство образования Ставропольского края. Ежегодно 25 января в Татьянин День в Домовом храме проводится престольный праздник, переходящий в традиционное студенческое гулянье.

С 2005 года в ИДНК действует паломнический центр «Вера», родивший традицию совместных паломнических поездок преподавателей и студентов. Осуществлены поездки на Соловецкие острова, Валаам, Киево-Печерскую Лавру, гору Моисея, Святую гору Афон, Святую землю.

Редкость выбранного спектра реализуемых вузом образовательных программ определила и неординарность успеха выпускников.

В их числе:

  • Амвросий (Ермаков), архиепископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, ректор Московской Духовной Академии;
  • Роман (Лукин), архиепископ Якутский и Ленский;
  • Феофилакт (Курьянов), архиепископ Пятигорский и Черкесский;
  • Макарий (Золотавин), иеромонах, благочинный Алданского округа;
  • Никандр (Горбатюк), иеромонах, секретарь Якутской и Ленской епархии;
  • Амвросий (Марченко), иеромонах, благочинный Наурского церковного округа;
  • Евгений Шишкин, священник, Ученый секретарь Ставропольской духовной семинарии;
  • Кронид (Лысенко), иеромонах, проректор по воспитательной работе Ставропольской духовной семинарии;
  • Сергий (Рыбин), протоиерей, благочинный Православных Церквей Изобильненского округа;
  • Серов Игорь Владимирович– глава г. Михайловск Ставропольского края и другие.

Еще на этапе становления в вузе была принята европейская система образования, впервые в городе и крае институт стал готовить бакалавров, что позволило за четыре года выпустить для нужд региона экономистов и психологов.

Руководство вуза, заглядывая вперед, оценивая будущее и готовясь к нему, планировало развитие института не только как камерного учебного заведения, но и как вуза, включенного в глобальные трансформационные процессы. Видеть возможности, незамеченные другими, заражаться креативными идеями, искать оригинальные формы преподавания – только это могло определить и обеспечить успех ИДНК в условиях негативного отношения к системе негосударственного образования, сложившегося в то время в российском обществе.

Основную ставку в стратегии своего развития ИДНК сделал на создание и реализацию такой модели управления негосударственным образовательным учреждением, которая бы увеличивала занятость населения, готовила нужных экономике региона и страны в целом специалистов без каких-либо затрат со стороны государства.

Одним из главных приоритетных направлений деятельности ИДНК являются высокое качество образования и углубленная научная деятельность, базирующаяся на активном участии в решении актуальных социально-экономических проблем Северо-Кавказского региона. Приоритетами вуза ректорат считает и качество, конкурентоспособность, профессионализм, создание условий для самореализации студентов и профессорско-преподавательского состава. Задачи по интеграции науки в высшее гуманитарное образование, повышению его качества, оптимальному использованию научных результатов в образовательных технологиях также определили и стратегическую линию в развитии вуза.

И как итог, четверть века ИДНК как негосударственный вуз работает в едином образовательном и правовом поле с государственными вузами, решает идентичные задачи в рамках единых для всех федеральных образовательных стандартов.

Образование, которое дает Институт дружбы народов Кавказа, полностью соответствует требованиям законодательства – «формировать компетенции». Это необходимо для подъема и развития ключевых отраслей Северо-Кавказского региона.

К учебному процессу в ИДНК активно привлекаются специалисты­-практики, благодаря которым обучающиеся погружены в реальную профессиональную деятельность. Представители работодателей участвуют в разработке и экспертной оценке учебных планов, проводят занятия и круглые столы, руководят проектами и выпускными квалификационными работами, входят в состав государственных аттестационных комиссий.

ИДНК регулярно трудится над созданием новых методик и содержанием учебных программ и курсов, оперативно учитывая не только изменения законодательной и нормативно-­правовой базы в стране, но и самые современные научные разработки, новейшие технологические достижения. Это необходимо для того, чтобы обучающиеся получали максимум актуализированных знаний и информации одновременно с навыками их применения. Отзывы председателей государственных аттестационных комиссий, руководителей баз практик и работодателей свидетельствуют о хорошем качестве знаний, умений и навыков выпускников ИДНК.

В ИДНК уже в течение многих лет учебный процесс осуществляется с применением практико-ориентированных инновационных методов: интерактивных и активных форм учебных занятий в виде деловых игр, «круглых столов», «мозговых штурмов», case-­study, проблемного обучения.

За качеством образовательного процесса следит комиссия, осуществляющая регулярный мониторинг методической готовности кафедр к учебному процессу.

Дополнительное образование стало еще одной линией развития вуза. Сегодня на этом направлении работают лучшие преподаватели, а институт регулярно проводит профессиональную переподготовку и повышение квалификации, включая работу по реализации государственных контрактов с 2017 года на оказание услуг по проведению дополнительного профессионального образования впервые назначенных и действующих мировых судей Ставропольского края по программе повышения квалификации для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.

Так, курс на диверсификацию образовательных услуг позволил институту справляться с экономическими кризисами, покрывать растущие затраты на обучение по основным профессиональным образовательным программам и целенаправленно развиваться, обеспечивая себя всей необходимой материально-­технической, учебно-­исследовательской и научно-инновационной базой.

Качество образования – это престиж и гарантии будущего для ИДНК! И в подтверждение этому, в 2015 году институт стал лауреатом конкурса «Лучшие вузы Российской Федерации».

ИДНК реализует программу доведения каждого обучающегося до трудоустройства. Для этого вуз активно сотрудничает с работодателями региона, регулярно организует встречи с представителями ведущих предприятий и организаций, ярмарки вакансий, мастер-­классы по трудоустройству. Задача руководства вуза – способствовать тому, чтобы выпускников заранее ждали в организации или на предприятии. Студенты идут на практику к заинтересованному в них работодателю. Нелишним будет отметить, что часть занятий в институте ведут руководители структурных подразделений органов власти и управления, судебной и правоохранительной систем, финансовых учреждений, главные бухгалтеры организаций и предприятий Ставропольского края.

За 25 лет работы ИДНК подготовил более 9 тысяч специалистов. По результатам исследований кадровых агентств, юристы, психологи, бухгалтеры, экономисты, менеджеры, международники и теологи, подготовленные в ИДНК, входят в первую десятку по востребованности на региональном рынке труда. Их профессиональный уровень соответствует запросам работодателей, что, в свою очередь, обеспечивает высокую в процентном соотношении занятость выпускников ИДНК по полученной специальности на государственных и частных предприятиях, в финансовых и управленческих структурах, банках, страховых компаниях, службах психологической поддержки, медицинских учреждениях, судах, правоохранительных органах, органах юстиции и нотариальных конторах.

Предметом гордости для коллектива ИДНК служит тот факт, что выпускников вуза нет в числе стоящих на учете в городском центре занятости. Выпускники ИДНК приходят в организации и на предприятия вооруженными новыми гибкими компетенциями. Большинство из них получают отличные отзывы и рекомендации от руководителей организаций и предприятий уже во время производственной и преддипломной практики. Такие кадры способны реализовывать стратегические задачи государства, по­-научному решать проблемы ключевых отраслей развития региона. Поэтому выпускники ИДНК востребованы и трудоустроены.

Сегодня в вузе реализуется 11 направлений высшего образования по программам подготовки бакалавриата и магистратуры и 2 направления подготовки кадров высшей квалификации – программ аспирантуры. Студентам предоставляется возможность одновременного освоения нескольких программ – с учетом имеющегося образования, квалификации и опыта практической работы. Выпускники, которые, как правило, уже на старших курсах имеют представление о том, в какой отрасли будут работать в дальнейшем, приобретают дополнительные конкурентные преимущества, если к моменту окончания вуза получили дополнительную специализацию.

Сегодня в ИДНК учатся более 800 студентов не только из Ставропольского края и республик Северного Кавказа, но и из стран СНГ.

Профессорско-преподавательский состав института включает 50 преподавателей, из которых 10 докторов наук и 30 преподавателей  – кандидаты наук, доценты.

Одним из столпов стабильного развития современного вуза является его открытость. Так, ИДНК принимает активное участие во всех мероприятиях Минобрнауки РФ, направленных на объективную и открытую оценку качества образования. Институт ежегодно становится единственным негосударственным вузом Ставрополья, предоставляющим полную информацию по всем критериям мониторинга эффективности.

ИДНК активно развивает инновационную научно-исследовательскую инфраструктуру. Изначально становление научно-исследовательской деятельности во многом определялось способом комплектования кадров профессорско-преподавательского состава. В институт  активно приглашались ученые из вузов страны и региона, а их научные интересы позволили выделить основные научные направления альма-матер. К слову, первая научно-исследовательская конференция с международным участием на базе ИДНК была проведена уже в 2004 году, в числе главных организаторов которой выступил Заслуженный деятель науки РФ, почетный профессор Санкт-Петербургского и Луганского аграрного государственных университетов, Казахского национального экономического университета, Института Дружбы народов Кавказа, почетный доктор Волгоградского, Будапештского, Пражского университетов, действительный член Академии гуманитарных наук, доктор экономических наук, профессор Николай Дмитриевич Колесов.

Ученые института постоянно расширяют объем и направления исследований, проводимых в рамках научно-технических программ, конкурсов и грантов. Тематика научных исследований вуза соответствует приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники и перечню критических технологий Российской Федерации, а также приоритетам, определяемым основными направлениями модернизации и технологического развития экономики России и федеральными целевыми программами.

В настоящее время в научно-исследовательскую инфраструктуру ИДНК входят 15 структурных подразделений. На базе института функционируют 4 научных центра, 11  научно-­исследовательских и учебно-­научных лабораторий.

Ежегодно на базе института проводятся научные мероприятия, целью которых является обмен итогами научной и научно-методической работы, информирование международной и российской научной общественности, вузов и организаций, с которыми сотрудничает ИДНК, повышение эффективности научной и научно-методической деятельности, привлечение студенческой молодежи к научным исследованиям.

В этой сфере ИДНК занимает определенную нишу, организуя на своей базе в течение года конференции всероссийского, межвузовского, межрегионального и внутривузовского уровней, а также 2 конференции с международным участием.

Знаковыми научными мероприятиями ИДНК являются Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов, молодых ученых и школьников «Дружба народов без границ: экономика, общество, культура» и Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов, молодых ученых и школьников «Россия: от стагнации к развитию (региональные, федеральные, международные проблемы».  Труды участников этих научных мероприятий входят в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и другие авторитетные базы данных.

За последние пять лет работники института приняли участие более чем в 150 международных конференциях. В международных изданиях опубликовано порядка  120  научных работ, а в изданиях, включенных в РИНЦ, – свыше 800. Только за последние пять лет учеными института изданы 90  монографий, а издательство ИДНК опубликовало около 40 научных сборников.

Ежегодно в научно-исследовательской деятельности принимает участие свыше 80 процентов студентов, активных членов Студенческого научного общества ИДНК. Результаты исследований по всем темам используются в лекционных, лабораторных, практических занятиях и семинарах. Выполнено 3088 исследовательских и свыше 1000 рекомендованных к внедрению дипломных проектов обучающихся. В ИДНК создано 2 малых инновационных предприятия: ООО «Наукоград» и ООО «Технопарк креативности».

В институте ведется системная работа по повышению научной и публикационной мобильности. Несколько лет подряд студенты и аспиранты получают стипендию Губернатора Ставропольского края. Например, в 2018-2019 учебном году квота стипендии для студентов/аспирантов негосударственных вузов составила всего 2 места и одно из них получила студентка ИДНК Алина Курилова.

Интерес к научно-исследовательской работе у студентов развивается целенаправленно, поэтому призовые места за лучшие выпускные работы на региональных и всероссийских конкурсах для ИДНК не редкость!

Отдельного упоминания заслуживает наличие у института научно-теоретического журнала «Вестник ИДНК», входящего в перечень ВАК и издаваемого с 2007 года, а также электронного периодического научного издания «Прикладная психология и психоанализ», издаваемого с 1993 года. Ежегодно выходят в свет по 4 номера каждого из журналов.

Значимый научный потенциал вуза, все его ресурсы нацелены на то, чтобы быть полезным региону и стране.

На базе института в 2015 году проводилось выездное заседание Социальной платформы ВПП «Единая Россия» Государственной Думы РФ.

Институт имеет устойчивые связи с более чем 20 вузами стран Европы, а также СНГ, активно развивает направление студенческого и преподавательского обменов, осуществляет обучение иностранных студентов.

Институт работает в тесном содружестве с российскими вузами: Южным Федеральным Университетом, Волгоградским государственным университетом, отдельными научными школами МГУ и другими.

Вуз посещали делегации чрезвычайных послов пяти африканских стран с целью подписания договоров о сотрудничестве. Так, были заключены договоры о сотрудничестве между ИДНК и Посольством Республики Мадагаскар в РФ, Посольством Республики Джибути в РФ, Посольством Республики Гвинея Бисау в РФ, Посольством Республики Бенин в РФ.

Активно развиваются совместные проекты в рамках договоров о сотрудничестве между ИДНК и Университетом г. Монтрё (Швейцария), Евразийским национальным университетом имени Л.Н. Гумилева (Казахстан), Институтом экономики и управления (Эстония), Итальянским международным институтом «LORENZO DE MEDICI» (Италия), Софийским университетом геологических изысканий (Болгария), Португальским территориальным институтом (Португалия), RETAIL INSTITUTE (Германия), Белорусским государственным университетом (Белоруссия).

Собственная стратегия научной социализации вуза позволила ученым ИДНК тесно взаимодействовать с Евразийским клубом Ученых, стать членами Вольного экономического общества, Международного союза экономистов, Европейского клуба ректоров, закрепить тесные партнерские связи с Российской Академией бизнеса и предпринимательства, Торгово-промышленной палатой Ставропольского края, Союзом промышленников и предпринимателей, Конгрессом деловых кругов Ставрополья, что открыло возможность найти ученым вуза свое место в мировом, российском и региональном научных сообществах.

Развивая контакты с бизнес­-сообществом, государственными и общественными структурами, ИДНК вносит достойный вклад в инновационное развитие Северо-Кавказского региона. Так, научно-педагогическим сообществом института исполнялась работа по государственным контрактам «Разработка реструктуризации промышленного производства в г. Лермонтов и г. Георгиевск Ставропольского края», также по государственному договору ИДНК являлся исполнителем по разработке программ социально-экономического и стратегии развития социально-экономических и хозяйственных комплексов г. Ессентуки Ставропольского края.

С 2017 года исполнен государственный контракт на оказание услуг по осуществлению мероприятия, направленного на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в Ставропольском крае.

Сегодня в институте созданы благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала студентов. Вуз обладает необходимой материально-технической базой для проведения студенческих мероприятий на высоком уровне. Это современный актовый зал, комплекс звуковой аппаратуры. Успешно работают  театральная, вокальная и танцевальные студии, студия «Кавказского танца», военно-патриотический клуб «Патриот», КВН, политический клуб и другие коллективы.

Первым импульсом в формировании культуры воспитательной работы вуза явилось приглашение для создания студенческого театра эстрадных миниатюр московского режиссера Олега Сбышевского. Поставленный силами первых студентов очников мини-спектакль по мотивам «Мастера и Маргариты» Булгакова вывел студентов ИДНК за рамки провинциальности. Широта и глубина раскрываемых спектаклем проблем определила судьбы многих выпускников тех лет. Практически весь первый выпуск смог избежать шаблонов мышления и найти в себе силы преодолеть препятствия трудных девяностых. С тех пор в среде вуза отстаивается право на собственную позицию любого студента, преподавателя, сотрудника.

Обществу, работодателю нужен человек, способный эффективно налаживать социальные и профессиональные связи, обладающий физическим и духовно-­нравственным здоровьем, ориентированный на созидание как главную цель жизни. Организация внеучебной деятельности в ИДНК направлена на формирование у молодых людей социально ответственного поведения, активной жизненной позиции. Большое внимание уделяется формированию у студентов гражданской позиции, нравственных, культурных и научных ценностей, выработке навыков конструктивного поведения на рынке труда. В вузе созданы полноценные условия для саморазвития и самоутверждения личности, развития творческих способностей студентов, определению ими жизненных ориентиров, приобретению организаторских и коммуникативных умений и навыков.

Только за последний год победителями конкурсов, смотров и других мероприятий на региональном уровне стали 150 студентов института, на всероссийском уровне – 30 студентов и на международном уровне – 15.

Студенты ИДНК являются активными участниками и грантообладателями молодежных форумов: Всероссийский молодежный образовательный форум «Селигер», «Машук» (г. Пятигорск), «Селиас» (г. Астрахань), «Архыз: Россия наш общий дом», «Армхи» (Республика Ингушетия), «Поколение лидеров» (г. Грозный, Чеченская Республика).

Выступающий в качестве органа самоуправления Совет обучающихся организует не только учебно-организационную деятельность студентов, но и культурно-массовую, спортивную жизнь. Для первокурсников разработана и действует программа адаптации, с ними ведется психолого-консультационная и профилактическая работа, работает юридическая клиника. Студентам читают лекции по проблемам молодой семьи, профилактике зависимостей, с ними проводят тренинги личностного роста.

Институт ежемесячно выпускает собственную газету «Татьянин день», ведет хронику, фото- и видеолетопись института, организует праздничные мероприятия, фестивали, конкурсы и выставки. На базе ИДНК полноценно действует вузовское телевидение.

В 2015 году на базе ИДНК организован Филиал Ставропольского Музея изобразительных искусств, открытие которого ознаменовалось выставкой «Вершины Кавказа».

В ознаменование празднования 70-летия Великой Победы молодежь ИДНК возродила традиции Вечного огня. На территории вуза был возрожден комплекс, посвященный обороне Ставрополя и погибшим на фронтах Великой Отечественной войны работников завода «Красный металлист», на бывшей территории которого сегодня располагается институт, был реконструирован и введен в действие клуб этого завода, собраны архивные документы для открытия Музея «Воинской и трудовой славы».

ИДНК – социально ответственный вуз. Регулярное участие в спонсорских и благотворительных проектах закрепило за ним статус успешного института с отличной репутацией, который не только оказывает образовательные услуги, но и заинтересованно вносит свою лепту в культурную и социальную жизнь Северо-Кавказского федерального округа. ИДНК постоянно занимается благотворительной деятельностью, помогает детским садам, школам и домам престарелых. Традиционно в институте проходят «марафоны добрых дел» – по оказанию помощи детским домам и геронтологическому центру, ведется работа с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла.

Большим достижением ИДНК является приобретение в 2000 году собственного здания и строительство спортзала, определившего развитие спортивных вузовских достижений широкого спектра, и, в особенности, такого вида спорта, как мини-футбол. Несколько лет подряд ИДНК был держателем кубка АТВ – престижнейшего соревнования на Ставрополье. ИДНК неоднократно был призером в спортивных соревнованиях среди вузов края, проводимых в зачете 8 видов спорта. Много побед принесли вузу и команды легкоатлетов, призеры российских соревнований, волейбольные и баскетбольные команды. Среди спортсменов, чьи имена вписаны в историю победителей и призеров Олимпийских игр, Универсиад, мировых и европейских первенств, много имен выпускников ИДНК.

Вуз в течение года принимает множество чемпионатов и турниров, например, по баскетболу, футболу, волейболу, гиревому спорту. А занятия для студентов, сотрудников и преподавателей в тренажерном зале проходят ежедневно.

Многочисленные награды, отличающие многогранную деятельность института, украшают холлы вуза, галерея портретов профессорско-преподавательского состава, среди которых яркие деятели современной науки, замечательная материальная база, информационная поддержка образовательного процесса и счастливые лица студентов – результат стремления педагогического коллектива вуза быть во всем в числе первых и лучших.

За столь короткий период деятельности Институт Дружбы народов Кавказа вырос в учебное учреждение края, являющее собой пример достижения негосударственной образовательной организацией конкурентоспособности на современном рынке образовательных услуг.